Зачем нужно и как правильно подковывать лошадь, виды конструкций

Когда можно не подковывать

«Обувать» лошадь не всегда обязательно. Это зависит от условий работы — интенсивности, грузов, жесткости грунта. Когда копыта в хорошем состоянии, и бегает лошадь по мягкой земле, от процедуры желательно воздержаться. Раньше так и делали:

  • В VIII–IX веке в Италии и Франции ковали только лошадей, которые скакали по твердым городским дорогам.
  • На юге Российской империи рабочих коней «обували» на зиму и в распутицу. Это защищало от гололеда и размытых, скользких грунтовых дорог. Летом подковы не использовали.
  • В Монголии когда-то не водили коней к кузнецам. Местная порода отличается на редкость прочными копытами. Плюс заботились о животных мало. Хотя пастухи в других странах, например, у нас, тоже не ковали своих лошадей.

Сегодня работают те же принципы. Но иногда без ковки нельзя. Например, в спорте конь весом около 500 кг с всадником преодолевает препятствие в 1,5 м высотой. При приземлении ноги бьются о грунт с силой в десятки тонн на 1 м².

Если лошадь не подковывают, это не значит, что конечностям не требуется уход. Их все равно регулярно чистят, копыта подпиливают.

Разновидности подков

Перед тем как ответить на вопрос, как подковывают лошадь, необходимо узнать, какие виды подков существуют. Все они предусмотрены для использования в разных сферах деятельности лошади. Выбор их зависит также и от породы животного и состояния его копыт.

По назначению подковы разделяют на несколько групп:

  • спортивные
  • зимние
  • ортопедические
  • стандартные

Для жеребца, готовящегося к соревнованиям, выбирают спортивные, выполненные из лёгкого сплава стали являющиеся почти невесомыми. Вес таких подков составляет приблизительно 120–200 грамм. Они надёжно защищают копыто кованого животного от повреждений, не утяжеляя его.

Зебра: белая в черную полосу, или черная в белую полосу?Анатомия лошади: строение скелета, количество костей, черепБег лошади: особенности исполнения и виды аллюровЧто предпочитают и любят есть лошади

Зимние подковы являются незаменимыми в холодное время года и предназначены для скачек в неблагоприятных условиях. Они оснащены рядом шипов, которые помогают добиться большей устойчивости лошади и препятствуют скольжению животного на льду.

Животное с повреждённой ногой должно быть подковано специальными ортопедическими подковами, которые подбираются в соответствии с видом повреждения и индивидуальной формой копыта. Их задачей является уменьшение дискомфорта при ходьбе и способствование быстрому заживлению. А также они используются в случаях, когда необходимо исправить постав ног лошади.

Ширина стандартной лошадиной подковы составляет 22 мм, а высота равна 8 мм. Следует заметить, что верхняя часть должна быть идеально ровная, а нижняя может быть оснащена шипами, иметь как ровную так и полукруглую форму.

Материалы, из которых изготавливаются современные подковы для лошадей

Разнообразны и материалы, из которых изготавливаются современные подковы.

  • резиновые
  • железные
  • пластиковые
  • алюминиевые

Резиновые используются для лошадей, работающих на прокате, ведь они менее всего вреда доставляют дорожкам в парках и аллеях.

Пластиковыми пользуются животные, у которых наблюдаются проблемы с копытами. Они удобны в использовании, ведь достаточно просто приклеить их к ноге лошади, не травмируя его при этом.

Алюминиевые же подковы используются для коней, участвующих в скачках.

Многие владельцы задают вопрос: «Больно ли лошади, когда её подковывают?»

Поэтому важно отметить, что хозяевам не следует беспокоиться за своих питомцев, потому как ковка не причиняет животному боли или же дискомфорта

Если говорить о том, как часто следует подковывать лошадей, то обычно процесс повторяют через 30–40 дней, но всё зависит от того, где и при каких условиях животное работает, ведь на каменистых почвах и при больших нагрузках копыта изнашиваются многим быстрее.

Пошаговая инструкция

Процесс ковки предполагает целый ряд нюансов. Многое здесь зависит от лошади. Так, например, чрезмерно активных или пугливых скакунов подковывают в течение нескольких дней. В первый просто постукивают по копыту палкой. На второй приставляют подкову и легонько ударяют молотком. Еще через день подковывают одно копыто и уже потом все остальные.

Сам процесс подковки проходит в такие этапы:

  1. Исполнитель поднимает ногу скакуна и аккуратно вычищает с подошвы грязь и мусор крючком.
  2. При помощи клещей снимают старую подкову.
  3. Крючком и ножом вычищают остатки грязи и срезают лишнюю роговую ткань.
  4. При помощи рашпиля всю поверхность копыта выравнивают до плоского состояния.
  5. Таким же образом чистят и обтачивают все остальные копыта.
  6. Новую подкову примеряют к зачищенному участку подошвы. Если она немного не подходит, ее подправляют на наковальне.
  7. Повторно прилаживают подкову к копыту. Если она ложится как нужно, начинают вбивать ухнали. Делают это поочередно с каждой стороны подковы.
  8. Концы ухналей с наружной части загибают, чтобы они не мешали.
  9. При помощи обсечки срезают торчащие окончания гвоздей, предварительно поставив копыто животного на специальную подставку.
  10. В заключение рашпилем подпиливают стенки копыта, чтобы они сошлись с размерами подковы.

Таким образом, при правильной реализации процесса подковки, лошадь совершенно не чувствует боли. Но если за дело берется неопытный исполнительно, то он может задеть ту часть копыта, где расположены хрящи и нервы. В этом случае животное не только почувствует боль, но еще и может серьезно травмироваться. Поэтому не рекомендуется самостоятельно подковывать коней без должного опыта работы.

https://youtube.com/watch?v=IfQXmKDSVAM

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Как подковать лошадь

Самостоятельно надевать изделия в домашних условиях не стоит. Это сложная и опасная работа. Учитывается множество нюансов, нужна подготовка. В случае ошибки человеку или животному потребуется серьезная медпомощь.

Инструменты условно делят на два вида:

  • для изготовления, подгонки: наковальня и прочие;
  • для заправки копыт: молоток, кусачки, клещи, рашпиль, нож с закругленным концом.

Процедура состоит из следующих шагов:

Подготовка. Очищают копыта от грязи, опилок и прочего. Используют специальный крючок. Подводят животное к особому станку. Непривыкшие или нервные лошади иногда сопротивляются. Их привязывают к станку. Поблизости не должно быть других коней или еды. Успокоительное использовать вредно.

Берут, подгибают переднюю ногу, «седлают» заднюю. Поддевают старые подковы клещами, отрывают.

Расчищают лошадь. Удаляют лишнюю роговину и ненужные части стрелки — эластичного амортизатора. Для снятия слоя старой подошвы берут нож с закругленным концом. Обтачивают, ровняют рашпилем

Особое внимание уделяют области зацепа.

Примеривают подкову, готовят подходящие гвоздики. Последние используют только один раз

Нельзя надевать короткие подковы. Так нагрузка распределяется неправильно, страдают суставы.

Даже если размер известен, и лошадь «на приеме» у кузнеца не впервые, каждую подкову подгоняют. Делают это вручную с помощью наковальни, молотка.

Надевают подкову. Первый гвоздь забивают в отверстие, ближайшее к зацепу. Второй — напротив него. Дальше спускаются к нижней части подковы, чередуя стороны. Гвозди торчат, но если все сделано правильно, лошади не больно. Это все равно, что проткнуть или подпилить отросший конец ногтя у человека. Гвозди загибают.

Подгоняют подкову. Стучат молотком по зацепу.

Помещают ногу животного на стояк. Так называют большой штырь, сделанный из металла. Поначалу его располагают впереди лошади. Для задних конечностей стояк помещают немного сбоку от конского живота.

Удаляют выступающие кончики гвоздей (барашки). Их обрубки плотно приминают к копыту. Для этого предварительно место выхода снизу немного подпиливают. Причем длина откусанного барашка примерно равна ширине гвоздя. Обработанные кончики должны получиться не ниже 2 см от края лошадиной подошвы.

Рашпилем обрабатывают копыта, выравнивают их края. Когда все сделано верно, в области зацепа подкова выступает на 1 мм, сбоку — на 2, в районе пяток — на 3–4. Цифры не случайны. При движении пятка раздвигается на 6–8 мм. Учитывают особенности животного, грунт. Например, при работе в снегу или в глубоком грунте выпуск нужен меньше. Иначе подкова быстро оторвется. Молодые лошади часто наступают себе на ноги и срывают подковы. Здесь выпуск совсем не нужен.

Некоторым спортивным скакунам «обувают» только передние ноги. Для городских животных, например, полицейских используют шипы.

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Конструкция подковы

Простая подкова – это выгнутая пластина, которая имеет 2 ветви. Внутренняя часть прилегает к копыту, а наружная – касается земли. Спереди располагается зацеп или отворот. Подкова имеет дорожку для гвоздей и дырки для шипов. Они способствуют сцепке подковы с землей.

Часть изделия, которая примыкает к роговому покрытию, можно разделить на наружную и внутреннюю. Первый элемент отличается большей площадью

Важно, чтобы он был максимально ровным, поскольку представляет собой опору для копыта

Снизу располагается гвоздевая дорожка. После фиксации шляпки гвоздей в ней утопают. Благодаря этому удается избежать их стирания. Дорожки нет в районе зацепа и пятки.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы для лошадиных копыт

Спортивные

Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.

Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.

Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца — подковы без шипов, со специальными утолщениями.


Угольные для многоборья

Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.

Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.

Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать передние конечности на легкие гладкие подковы.

Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.

Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.


Легкий вариант

Это были основные виды подков для лошадей. Если же животное заболело, например, у лошади грипп или она получила травму, незаменимыми будут ортопедические подковы. Такие подковы позволяют уменьшить дискомфорт и боль при ходьбе, ускорить процесс заживления, скорректировать деформацию копыта, выровнять движение лошади.

В каждом отдельном случае применяются разные подковы для лошади. К примеру, при серединной трещине копыта выбирают подкову круглой формы с боковыми отворотами и зацепными шипами. При воспалении основы кожи копыта используют круглую подкову с вырезом на уровне воспаления. В любом случае, такие подковы должен подбирать ветеринарный врач.

Читать так же: Какие овощи и фрукты можно давать кроликам

Процесс подковки

Бытует мнение, что процесс подковки, это болезненная процедура, при которой, животное испытывает ужасные мучения. Но это совершенно не так. Пусть, для подковывания лошадей и используют гвозди внушительных размеров, но вводятся они исключительно в нечувствительные участки копыта. При этом, животное ничего не чувствует и все что может ее напугать, это громкий звук или резкое движение.

Прежде чем приступить, непосредственно, к самому процессу, копыто нужно тщательно очистить и обработать. Так как под подковой, не должно оставаться остатков омертвевшей ткани рогового тела.

В том случае, если старая подкова, находится в нормальном состоянии, ее можно заново подогнать до нужных размеров и формы.

Кузнец, который работает с лошадями, несет большую ответственность за их здоровье. Поэтому, он должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии животного.

Опытный кузнец, должен уметь правильно чистить копыта, подбирать размеры и материалы для изготовления подков.

Лучше всего, процедуру подковывания, осуществлять в домашних условиях, в привычной для животного обстановке. Таким образом, делая стрессовую ситуацию минимальной.

Для этого, на хозяйственном дворе, нужно найти тихое и чистое место, где кузнец сможет подковать лошадь, используя специальные инструменты.

Подстилка для лошадей

Чтобы лошадь после работы и в ночное время могла отдохнуть и облегчить свои уставшие ноги, она должна иметь мягкую подстилку. Самая лучшая подстилка для лошади—солома. Подстилка может быть сменная и постоянная. Сменная подстилка расстилается в то время, когда лошади нужно лечь.

Для просушки мало загрязненная солома выносится на солнце, а потом снова подстилается. Грязная солома выбрасывается вон. На подстилку для лошади нужно около 6 фунтов соломы в сутки. При недостатке соломы, а также тогда, когда желают получить навоз лучшего качества, прибегают к матрацной подстилке. Подстилка эта остается под ногами постоянно, но для освежения ее ежедневно подстилается небольшой новый слой.

При такой подстилке воздух в конюшне содержит аммиачный газ, который нередко вызывает у лошадей кашель. При матрацной подстилке, в случае появления заразной болезни, борьба является очень трудной. Не дурной подстилкой является хорошо высушенный торф, т. к. он хорошо поглощает жидкие испражнения.

Вблизи лесопильных заводов, можно употреблять на подстилку древесные опилки. Они мягки, теплы, но плохо поглощают мочу и не препятствуют образованию аммиака. Гнилое сено, осоку, камыш и другие болотные растения в подстилку употреблять нельзя.

Форма и величина лошадиных копыт

Указать неизменные размер и форму копыта лошади возможным не представляется, так как определять их могут самые разные факторы:

  • породная принадлежность конкретной лошади;
  • естественные природные условия страны и региона, в которых она проживает;
  • нагрузка, получаемая ее конечностями;
  • правильность ухода за копытами и т.д.

Так, например:

  • кони, которые принадлежат к тяжелым породам, имеют копыта большей величины, широкие и устойчивые;
  • легкие породистые лошади же могут похвастаться копытами небольшой величины, остроносыми и узкими.

Или еще один пример:

  • если лошадь проживает там, где очень влажно, ее копыта будут сформированы широкими;
  • если же лошадь проживает в сухом месте, копыта ее будут узкими.

С уверенностью относительно формы и размера копыт можно сказать только следующее:

  • задние копыта, как правило, имеют меньшие размеры, чем передние;
  • подошвы задних копыт чуть более вогнуты.

Форма же копыт может меняться постоянно в течение всего жизненного цикла конкретного животного.

На форму лошадиного копыта оказывает влияние множество различных факторов внешней среды, а также генотип самой лошади

На нее постоянно будут влиять такие факторы, как изменения природных условий, смена постановки ног и т.д. кроме того, большое значение имеет изначальная правильность формирования роговой основы

Для того, чтобы она развивалась, как надо, требуется уделять уходу за лошадью, и а частности, за ее копытами, большое внимание

Далее в таблице мы рассмотрим нормативные характеристики, касающиеся формы и величины лошадиных копыт.

Таблица 2. Характеристики лошадиных копыт

ПараметрПередние копыта лошадиЗадние копыта лошади
Наклон заднего сегмента стенки относительно земной поверхностиПримерно 50 градусовВ районе 55-60 градусов
Пяточная часть копыта уже зацепнойВ 2, 5 – 3 разаРовно в 2 раза
Форма каймы подошвы копытаКруглая, наибольшее расширение находится в серединеУзкая, по форме больше напоминает овал, наиболее широкий сегмент лежит на краю задней части стопы
Подошва копытаТонкослойная, практически ровная, толщина около 10 миллиметровУтолщенная, имеет вогнутый изгиб

Некоторые параметры лошадиного копыта могут меняться в зависимости от расположения данного сегмента ноги лошади относительно земли

Обратите внимание: большая часть перечисленных выше параметров будет меняться в зависимости от того, в каком именно положении будет находиться нога животного:

  • распрямленном в стойке;
  • согнутом при ходьбе или беге.

Так, при условии, что нога прямая, венчиковый сегмент копыта будет опущен, следовательно:

  • стенка станет шире;
  • подошва копыта сузится.

При условии, что лошадь подымет ногу, все вернется на круги своя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий